Вопрос-ответ

Опубликовано: 28 октября 2005

Каков порядок регистрации, получения и использования иностранной безвозмездной помощи, полученной организациями?
Иностранная безвозмездная помощь (далее — ИБП), в том числе беспроцентные займы, предоставленные организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее — получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, лицами без гражданства и анонимными жертвователями (далее — жертвователи), регистрируется в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее — Департамент) по заявлениям получателей.
Для регистрации ИБП организации Республики Беларусь представляют (или направляют почтой) в Департамент следующие документы:
- заявление по установленной форме;
- на ИБП в виде товаров (имущества) — копию спецификации на ИБП в виде товаров (имущества) с указанием их (его) наименования, количества и стоимости (на языке отправителя с переводом);
- на ИБП в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, — копию документа, подтверждающего внесение (поступление) ИБП в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, на благотворительный счет в банке Республики Беларусь, в двух экземплярах;
- план целевого использования (распределения) ИБП в двух экземплярах по установленной форме;
- копию договора, заключенного в письменной форме, или дарственного письма, предусматривающих условия и цели использования ИБП (при их наличии);
- копию свидетельства о государственной регистрации организации (не представляется местными исполнительными и распорядительными органами и их структурными подразделениями с правами юридического лица);
- в случае ввоза в Республику Беларусь в качестве ИБП продуктов питания и медикаментов — информацию о сроках годности ввозимых продуктов питания и медикаментов;
- иные документы, которые могут быть затребованы Департаментом для установления оснований освобождения ИБП от таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц либо цели использования ИБП.
Копии документов, подаваемые в Департамент, заверяются руководителем и печатью организации без нотариального засвидетельствования.
В исключительных случаях получатель вправе обратиться в Департамент с просьбой о регистрации ИБП в виде товаров (имущества) до фактического поступления указанной помощи на территорию Республики Беларусь при условии соответствия имеющейся спецификации на иностранную безвозмездную помощь планируемой поставке.
Заявления организаций Республики Беларусь и прилагаемые документы, оформленные в соответствии с установленными требованиями, формируются Департаментом и в течение 10 рабочих дней передаются в Управление делами Президента Республики Беларусь (далее — Управление) для последующего согласования с Президентом Республики Беларусь вопроса об освобождении ИБП от сборов и налогов, а также согласования целей использования ИБП.
Документом, подтверждающим регистрацию ИБП, является удостоверение о регистрации ИБП по установленной форме, выдаваемое Департаментом (далее — удостоверение) в определенные законодательством сроки.
Департамент формирует и ведет журнал выдачи удостоверений.
Удостоверение с приложением плана целевого использования (распределения) ИБП (далее — план), согласованного с Департаментом, выдается:
- руководителю организации — при представлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- уполномоченному представителю организации — при представлении паспорта и представлении доверенности.
Удостоверение с приложением плана целевого использования (распределения) ИБП, согласованного с Департаментом, может быть отправлено Департаментом в адрес получателя по почте заказным письмом.
Что касается получения и использования ИБП, то здесь можно отметить следующее.
Для снятия (перечисления) ИБП в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, с благотворительного счета получатель обязан представить в банк в установленных случаях копии удостоверения и плана, согласованного с Департаментом.
Департамент формирует и направляет в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь списки получателей иностранной безвозмездной помощи.
В случае получения ИБП организацией для приема, оценки и распределения ИБП в виде товаров (имущества) приказом (распоряжением) руководителя организации-получателя создается комиссия.
Деятельность такой комиссии осуществляется в соответствии с положением о комиссии, которое утверждается руководителем организации-получателя.
В состав комиссии входят руководитель организации (или его заместитель), бухгалтер, материально ответственное лицо, другие представители организации-получателя или общественности.
Акт приемки ИБП составляется в 4 экземплярах, первый и второй — остаются у получателя, третий — передается в местный исполнительный и распорядительный орган, четвертый экземпляр вместе с сопроводительными документами передается в таможенный орган по требованию указанного органа.
Разрешение таможенных органов на использование товаров в заявленном таможенном режиме и акт приемки ИБП служат основанием для постановки ИБП в виде товаров (имущества) на учет в организации-получателе.
В случае необходимости внесения изменений в план целевого использования (распределения) ИБП, согласованный с Департаментом, получатель вправе обратиться в Департамент для согласования плана перераспределения ИБП в соответствии с целями, определенными законодательством, либо для данного получателя.
Освобожденная от сборов и налогов ИБП должна быть распределена в течение 6 месяцев с даты выдачи разрешения на использование товаров в таможенном режиме выпуска товаров для свободного обращения. По истечении указанного срока в случае невозможности ее использования по целевому назначению в соответствии с планом целевого использования (распределения) ИБП по согласованию с Департаментом ИБП должна быть перераспределена.
Получатели ИБП в виде наличных денежных средств, подлежащей регистрации, обязаны по истечении 1 месяца со дня выдачи им удостоверения представить в Департамент отчет об использовании (распределении) ИБП по установленной форме.
Департамент ведет накопительный учет ИБП раздельно на каждого получателя.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь осуществляет контроль за использованием ИБП организациями и физическими лицами Республики Беларусь до получения удостоверения.


Все публикации

Версия для печати версия для печати

Контакты
ИП Клещенок Е.В.
тел. +375 29 399 01 08
+ 375 33 650 51 01